|
За грамотность и культуру Российской Империи мне всё же обидно! Почитав своих оппонентов и впрямь может сложиться впечатление, что у Империи не было будущего, но… Быстрый рост числа грамотных людей, так или иначе приобщённых к печатной продукции, вызвал настоящий бум книжного дела в России. Резко выросли тиражи изданий, во много раз увеличились темпы книгопечатания (от 2 тысяч названий в середине 19 в до 10 тысяч названий в конце). Число “литературных промышленников”, наживавших на книжной торговле огромные капиталы, заметно увеличилось; однако нужно отметить, что среди них нередко появлялись люди, искренне стремившиеся к популяризации в народе знаний, а то и к пропаганде определённых идей. Крупнейшим деятелем такого рода был Ф.Ф.Павленков. Издававшиеся им книги, в частности серия “Жизнь замечательных людей”, научно популярная литература, дешёвые собрания сочинений классиков, пользовались огромной популярностью. В том же духе издательскую деятельность вели И.Д.Сытин, А.С. Суворин и др. Всё более популярными становятся газеты и журналы, вместе с ростом популярности растут их тиражи. К концу 19 в в России Издавалось 105 ежедневных газет. Что же касалось журнального дела, то здесь, наряду с “идейными” журналами, такими, как “Современник”, “Отечественные записки”, “Русское слово”, появлялось всё больше журналов “для семейного чтения”. Самый популярный из этих журналов – знаменитая “Нива” – к концу 19 в достиг небывалого до сих пор в Империи 100-тысячного тиража. Быстрыми темпами развивалось и библиотечное дело. В это время возникает немало бесплатных народных библиотек – читален, книжных складов, земских библиотек. В 1862 году в Москве открывается Публичная библиотека, которая, наряду с Петербургской императорской, становится богатейшим собранием книг в стране. Важную роль в деле популяризации науки и просвещения, приобщения к ним населения во второй половине 19 века стали играть музеи. Так, в частности, многие произведения изобразительного искусства, обладание которыми было одной из отличительных черт “высших сословий”, теперь оказались и более широким кругам. В 1865 году для свободного посещения был открыт Эрмитаж, славившийся произведениями западноевропейского искусства. В 1892 году московский купец П.М. Третьяков, на протяжении нескольких десятилетий собиравший картины русских художников, принял решение передать свою коллекцию в дар родному городу. Так родилась Третьяковская галерея. Решение Третьякова ускорило появление Русского музея в Петербурге, которому было передано здание Михайловского дворца. Вообще, частное собирательство, которое в это время распространилось прежде всего в купеческой среде, приобретает особое значение. Помимо того что это собирательство часто носило черты меценатства, т.е., как в случае с Третьяковым, было связано с очень серьёзной материальной поддержкой деятелей искусства, оно обогатило русскую культуру в целом. Грандиозные частные собрания произведения искусства нередко становились общим достоянием. Так, богатейшая коллекция по истории русского и западного театра, собранная А.А.Бахрушиным, легла в основу Литературно-театрального музея, учреждённого в Москве в 1894 году. Позже, в 1905 г., своё собрание русских древностей в дар государству передал П.И.Щукин. Наряду с популяризацией искусства музейное дело было направлено и на популяризацию науки: в 1870-х гг. в Москве начали свою работу два музея – Исторический и Политехнический, каждый из которых должен был содействовать распространению просвещения.
|