Путь силы...
Одним из ключевых факторов, способным полностью изменить ситуацию на Украине является возможная попытка со стороны путчистов вернуть Крым силовым путём. Косвенные признаки возможности проведения такой военной операции имеются: объявлена мобилизация, многие части выведены из мест постоянной дислокации, нагнетается военная истерия в СМИ. С другой стороны шансы на успех в прямом военном противостоянии с Россией (которая явным образом заявила, что будет оказывать военную поддержку народу Крыма) стремятся к нулю, не только по причине несопоставимости боевого потенциала украинской и российской армий, но и ввиду крайне низкой боеготовности украинской армии, отсутствия единства мнений в самой украинской армии по поводу целесообразности проведения подобной операции. Кроме того, само положение Крыма затрудняет проникновение на полуостров со стороны материка, а возможности украинского флота не позволяют осуществить это с моря. Все эти факторы говорят, что попытка вторжения в Крым может носить только пропагандистский характер с последующими призывами о защите к НАТО. Вероятно, что такие консультации ведутся уже сейчас, и, по сути, всё сводится к получению санкции на такую операцию со стороны США и ЕС. Есть основания полагать, что ни те, ни другие не горят желанием переводить конфликт в горячую фазу со своим непосредственным в нём участием. Начало же боевых действий в отсутствии такой санкции ведёт к фактически неминуемому вводу войск России в восточные области Украины (где сосредоточены основные активы украинских олигархов, т.е. ресурсная база киевского правительства), полный разгром вооруженных сил Украины на восточном театре боевых действий и непосредственная угроза самому Киеву, как центру уже вражеского государства. Более того, даже санкционированное Западом нападение на Крым всё равно ведёт к потере ресурсной базы киевских властей, так как Россия имеет существенно больше возможностей упредить западных «партнёров» в развёртывании и занятии в этих ключевых регионов. Всё это делает сценарий развития ситуации по линии начала прямых боевых действий маловероятным. Крым, по-видимому, твёрдо нацелился на присоединение к России, иначе трудно понять: зачем так ускорять вопрос с референдумом. Судя по информации из автономии, большинство жителей настроено на присоединение к России. При этом, вряд ли вопрос присоединения не был согласован с Россией. Из этого можно сделать вывод, что если бы у России имелось желание поторговаться, то имело бы смысл оставить больше времени на переговоры и оставить дату референдума прежней (30 марта), а значит Россия в целом определилась по крымскому вопросу. Представляется, что в немалой степени это продиктовано стратегическим значением полуострова для контролем над Чёрным морем, что в условиях анти-российских сил, пришедших к власти в Киеве, и их явной аффилированности со странами-членами НАТО, этот вопрос приобретает ещё более важное значение. Восточным областям Украины, несмотря на большое количество протестов, ещё не удаётся выйти на крымский уровень организации сопротивления, что не позволяет в настоящее время говорить о каком-либо явно выраженном самоопределении большинства жителей этих регионов. Можно отметить, что в отдельных областях имеются все возможности для развития ситуации по образцу Крыма (Луганск, Донецк, с меньшей вероятностью Одесса, Харьков), и эти возможности пока ещё находятся в руках самих жителей этих областей. Что касается позиции России в сложившихся условиях, то представляется, что в ходе политического торга о легитимизации властей Украины и судьбе русскоязычного населения Россия отношении юго-восточных областей Украины пока будет придерживаться принципа федерализации Украины или, как вариант, автономизации (по аналогии с принципами меморандума Козака). Ситуация может изменится, если в одной или нескольких областей для борьбы с успехами в самоорганизации населения, киевские власти прибегнут к широкому силовому подавлению народного движения (а это более чем вероятно под давлением националистов), то в этом случае Россия будет вынуждена обеспечить защиту жизни и здо
|