Просмотр вопроса
Конвертируя выпущенный в 1995 году альбом Лиги Блюза «Неужели прошло 15 лет?» в доступный
24 ноября 2014
Для начала я попрошу Вас немного освежить в памяти "ту" жизнь. Ну, например, такую прелесть, как идио... идеологические соображения. Вспомнили? В самом деле, сегодня многое из тех времен просто трудно уже представить. Сейчас в Москве блюз стал нормой, едва ли не модой. Блюз-бэндов - десятка два, а то и больше. Есть даже "Арбат блюз клуб" и "Би Би Кинг бар", где звучит исключительно блюз. И все уже как-то быстро забыли, что еще всего 5 лет назад играть эту музыку в "прогрессивных" кругах считалось непрестижным. А "Лига блюза" начинала не 5, а 15 лет назад, когда и на Западе-то блюз-бум 60-х давно закончился, а блюз-ренессанс 80-х еще не начался. Что уж говорить о СССР? Пионеры нашего блюза, такие, как "Удачное приобретение", тогда ушли в тень. Одним словом, худшего момента для создания блюзовой группы в России не было. И все же, на фоне всей той безнадёги, был один просвет. В 79 году, в Москву приехал В.В. King.

Старт "Лиги блюза" совпал с этим невероятным событием. Красиво было бы сказать, что под впечатлением от его концерта я решил собрать блюз-бэнд. Но точнее будет вот как. Решил-то я это до него. Но - просто решил. А вот после него - решил бесповоротно. Хотя, наблюдая реакцию большинства зрителей в зале, я со всей остротой понял тогда, что играть блюз в нашей стране будет делом тяжелым и неблагодарным. Вместе с тем, В.В. King сам, своей музыкой подсказал, как можно сделать блюз доступнее, Подмешивать в него что-то ещё! Он, будучи черным, использовал элементы музыки "соул". Мне же - понял я тогда - как певцу посветлее, больше подойдет сочетать блюз с роком. Примерно так, как это делали Теп Years After, Savoy Brown, Free, Johnny Winter, Lynyrd Skynyrd или West, Bruce and Laing.

Сейчас, когда я это пишу, В. В. King, спустя 15 лет, приехал в Москву во второй раз. Боже, неужели прошло 15 лет?! Получается, его появления совпали и с рождением "Лиги блюза", и с ее большим юбилеем. Конечно, это случайности, но для меня символичные, и я счастлив, что смог рассказать ему об этом. Кстати, В.В. King фигурирует в музыке нашей группы не только символически, но и вполне воплощенно - послушайте слова "Июльского блюза" повнимательнее, когда доберетесь до него.
24 ноября 2014
Алла Ларина # 24 ноября 2014 в 13:43
Конвертируя выпущенный в 1995 году альбом Лиги Блюза «Неужели прошло 15 лет?» в доступный для Интернет-слушателей формат, я поняла, что без небольшого разъяснения не обойтись. Содержание прошедшей испытание временем и ставшей классикой музыки в комментариях не нуждается. А вот сопровождающий альбом авторский текст, также датированный 95 годом прошлого века, боюсь, не полностью может быть воспринят пользователями социальных сетей.
С другой стороны, продвинутый слушатель без труда разберётся, что такое «сингл на фирме «Мелодия», «выпущенная на кассете» или «магнитальбом». Соответственно, запись, сделанная на «обычный двухдорожечный «маг» - это уж совсем просто. «Маг» - это Macintosh, «двухдорожечный» - это… ну, да ладно!
Написанное ниже является не меньшей исторической ценностью, чем исполненное, следовательно, не требует правки и переработки. А вот переосмыслить, скорее, нужно.

Представляем вашему вниманию написанный Николаем Арутюновым в 1995 году текст, посвящённый выходу CD Лиги Блюза «Неужели прошло 15 лет?».

Руководитель проекта, 11.07.2012

"Лига Блюза" - история от Николая Арутюнова

До сих пор некоторые слушатели удивляются, узнав, что "Лига блюза" существует уже 15 лет. Это можно понять - ведь на TV, радио и в газетах мы стали появляться 6- 7 лет назад. Да, половина всей истории "Лиги блюза" мало известна, но это вовсе не значит, что тогда не происходило ничего интересного. Кое-что даже осталось в записи. Конечно, те ранние опыты наивны и несовершенны, но они, я надеюсь, будут интересны Вам - хотя бы тем, что с них все и начиналось. После 87 года, когда "Лига блюза" стала профессиональной группой, записей, естественно, стало больше. За это время было несколько "recording sessions", несколько единичных записей и очень много концертного материала. Из всего этого я отобрал 24 песни для реставрации и мастеринга.

Основная их часть составила CD "Неужели прошло 15 лет?", а одноименные LP и МС будут немного отличаться по набору.

Самое главное - почти все, что Вы здесь услышите - неопубликованный материал. Сразу же скажу об исключениях. Их всего пять. "Развяжи мне руки", "Июльский блюз" и "Honest I Do" выходили в свое время на сингле фирмы "Мелодия".

"Red House" издавался на CD "Блюз в России" фирмой "Ладь", а также вместе с песней "Мой мышонок" - на кассете фирмы "Vincent". Кроме того, упомяну, что "Think" звучала на первом магнитном альбоме "Лиги блюза", который не имел массового издания, а "Рок-н-ролл Мяу-мяу" и "Ваша дочь" выходили на пластинках, но в других версиях. Так что, повторюсь, этот CD - на три четверти неизданные вещи. Они расположены хронологически - так лучше видно, как группа менялась и развивалась. Ну, и немного дополнять набор песен будет то, что Вы сейчас читаете.

Надо сказать, идея создания "Лиги блюза" старше самой группы. До "Лиги блюза" я уже лет десять играл в разных никому не известных ансамблях. И везде сталкивался с одной и той же проблемой - все они хотели быть "битлами", а я - однозначно "роллингом". Лишь эпизодически главенствующее большинство позволяло мне после сплошного "Let it be" немного "Let It bleed". Наконец, мне всё это надоело, и я решил сколотить свою группу, которая бы целиком концентрировалась на ритм-энд-блюзе. Первый опыт в 76 году прожил всего пару месяцев. А вот второй, в 79 году, продлился несколько дольше, - до сих пор.
Алла Ларина # 24 ноября 2014 в 13:43
Итак, где-то в марте-апреле 79-то появился эмбрион того, что сегодня известно как "Лига блюза". До этого я с полгода искал музыкантов, знакомых со стилем, и базу для репетиций. Наконец, музыканты нашлись, и нашлись люди, рискнувшие принять у себя "чуждый элемент". Это были комсомольцы нефтегазового НИИ. В обмен на возможность репетировать в этом по-сталински жизнерадостном доме, мы должны были играть там по "красным датам". Первый такой опыт не заставил себя долго ждать. Первомай! ... Мы сыграли всего 4 или 5 "произведений", но этого оказалось достаточно, чтобы ансамбль понял "радужность" перспектив блюза на Руси. Апогеем концерта явились слова одного утонченного ценителя музыки, которого мы, видно, оскорбили в лучших чувствах. Пошатываясь и краснея глазами, он подошел к сцене и гневно просил: "Что вы нам тут Баха играете?!" Понятно, такая историческая фраза надолго запомнилась и мне, и Сергею Воронову. Сегодня Вы знаете его как лидера группы "Crossroads", а тогда он был самым первым гитаристом "Лиги блюза". Остальными первыми стали басист Андрей Сверчевский и барабанщик Андрей Ярин. Этот состав, впрочем, скорее факт истории, чем символ начала реальной работы. Очень быстро я с глубоким прискорбием обнаружил, что коллеги относятся к процессу повышения мастерства не очень серьезно. Количество посещённых репетиций у басиста остановилось на цифре 2, после чего он покинул коллектив (а вскоре и Родину). У гитариста эта цифра оказалась больше, но ненамного. И лишь барабанщик продержался полтора года. Одним словом, вместо ожидаемого праздника жизни начался вялотекущий процесс. Ситуация заметно взбодрилась весной 80-го, когда пришел новый гитарист - Михаил Савкин (любопытно, что сегодня он играет в Crossroads вместе со своим предшественником). Этот парень оказался первым надежным партнером, сознательно пришедшим делать серьезное дело - создавать блюз-бэнд. С ним мы за месяц сделали столько же, сколько до него за год. Стимул был велик: выпускной вечер в какой-то школе, гонорар за который был просто-таки астрономическим по тем временам - 200 рублей. Для меня подготовка к концерту совпала с подготовкой к выпускным экзаменам в институте. Из-за них я не мог сосредоточиться на выучивании текстов песен.

Тем временем обстановка вокруг нас на базе накалялась. Нефтяники и газовики никак не хотели проникаться идеями Howlin' Wolfa и заветами Robert Johnson'a, а охранники и уборщицы не упускали случая напомнить нам, кто тут (и в институте, и в стране) главный. Страшно далеки мы были от народа! И вот, чтобы не оказаться со своим блюзом на улице, мы решили сделать репертуар более "массовым". Ансамбль совершил, как мне тогда казалось, очень мудрый ход: наряду с "профильной" музыкой было разучено немного Beatles, ELO, Uriah Неер, Rod Stewart и Elton John (Один из таких опусов - кустарная концертная запись "Strawberry Fields Forever" конца 80-го года). На память о нефтегазовом НИИ. С неё начнется виниловый вариант этой пластинки. По моему разумению, это был верх компромисса. Теперь-то я понимаю, что для нормального советского человека тех лет мы все равно были сумасшедшими - что с блюзом, что с мягким роком. Пели-то мы все равно по-английски, и не играли любимую народом музыку в стиле одесского диско.
Алла Ларина # 24 ноября 2014 в 13:43
В начале 81 года появился еще один крепкий stone в фундаменте "Лиги блюза" - барабанщик Алексей Котов. Кроме того, что он реально умел играть, он был обладателем собственной (!) ударной установки. Его приход сильно продвинул наше дело, но следующей кадровой удачи пришлось ждать еще год. В начале 82 года мы, наконец, закрыли и тему бас-гитариста (их к тому времени сменилось четверо). Причем, проблема басиста была решена с помощью... гитариста - Бориса Булкина. Борина беглая и насыщенная игра позволяла группе звучать плотно и с одной гитарой. Поэтому, когда Миша согласился перейти на бас и заиграл что-то в духе Andy Frasera, у всех нас возникло ощущение, что вот теперь-то все, наконец, "покатит". И, действительно, покатило, но уже в другом месте. Поскольку "нефтегазовая" часть нашей карьеры закончилась: нас-таки "уволили" оттуда.

Между тем в начале 82 года мой друг (а сегодня и друг всех московских блюзменов) и "крестный" "Лиги блюза" Сергей Мнацаканов "пробил" почти нереальную тогда вещь. А именно в ДК завода "Калибр" он организовал "Молодежный клуб современной музыки "Колизей". Звучит, а? В названии были "зашифрованы" Colosseum, на которых мы тогда буквально молились. Туда-то наш бэнд и перебрался, и на целых 4 года "Калибр" стал alma mater "Лиги блюза".
Вот это были времена! На наши "сейшена" в "Калибр" народу собиралось немного - человек 50-100, в основном друзья-студенты. Но это уже были "те" люди, и атмосфера там была "правильная". (Кстати, с "активистами" тех лет я дружу до сих пор, и когда они на 15-летие "Лиги блюза" в "Пилоте" подарили целое панно на тему истории "ЛБ", я чуть не прослезился).

Ни о каком "совке" здесь и речи не было. Но все же от блюза в больших дозах ребята уставали. Поэтому, а также и для общего развития, мы включали в репертуар "пьесы" не совсем блюзовых, но близких по духу людей - Who, Small Faces, Tremeloes, Moody Blues, Kinks, Rubettes, Alice Cooper, David Bowie, MC5, Stooges, UK Subbs, Ramones, Clash, Bob Dylan, Donovan, Grand Funk, Kiss, Family.
Правда, их музыка в нашем исполнении всё-таки отдавала ритм-энд-блюзом. Интересно было "приблюзить", например, Sparks (естественно, ранних) - GIRLS ON THE BRAIN мы взяли у них. Она была записана на обычный двухдорожечный "маг" на одном из концертов в "Калибре". Эта песня и открывает этот наш CD. Ура!
Алла Ларина # 25 ноября 2014 в 05:31
Вообще, на определенном этапе нам интересно было попробовать многое. Например, мы использовали универсальность Савкина. Частенько Булкин, а иногда даже и Котов брали бас-гитару, певец Арутюнов присаживался к роялю, а Миша тем временем играл на губной гармошке, флейте, акустической гитаре, банджо, мандолине или еще на чем-нибудь. Такой эксперимент - "Morning Has Broken", которая войдёт в LP - версию.

Где-то в 82-83 гг. серьезно возникла тема названия. Раньше, когда не было частых появлений на публике, это нас особо не занимало. Для смеха могу поведать о двух несостоявшихся вариантах. В 79 году я хотел назвать группу просто "Blues Band". Но в том же году гиганты британского блюза Dave Kelly, Paul Jones и Tom McGuinness объединились именно под таким названием. Ну, пришлось уступить им. Затем возник такой вариант -''Dr. Blues". Разочарование на этот раз пришло из нашей страны - выяснилось, что есть уже "Доктор джаз". Наконец, третья попытка дала результат. Мы подбирали в пару к слову "блюз" слово, обозначавшее объединение. Подсказка пришла из... футбола: "высшая лига", "премьер-лига", "бундеслига" и т.п. Эврика! The Blues League звучало почти как Blues Incorporated, Bluesbreakers, Bluesology, Blues Image, Blues Brothers...

Нам удалось создать тогда свой маленький мир, системой координат которого были Otis Redding, Muddy Waters, Rufus Thomas, Rolling Stones, Bill Haley, Jimmy Reed, Tucky Buzzard, Doorz, Pretty Things, Sam Cooke, Foghat, Little, Richard, Mott the Hoople, John Mayall, Chuck Berry, Bad Company, Drifters, Ronnie Lane, Mose Allison, Status Quo, James Gang, В. B. King, Them, Cactus, Animals...
По-моему, и сегодня многие из этих имен остаются экзотикой для... ну, не для нас с Вами, конечно. А тогда мы в "Лиге блюза" не только знали, но и играли песни этих людей, это был воздух, которым мы дышали. За 4 года в "Калибре" наша группа переиграла не одну сотню (!) "фирменных" песен. Это была такая доктрина -пропустить через себя как можно больше блюза во всех его разновидностях, чтобы чувствовать себя в нем так же органично, как американские и английские музыканты. Да и просто было удовольствием (в котором "Лига блюза" не отказывает себе и до сих пор) - поиграть классику. Но это вовсе не значит, что нас устраивала роль только covers band.

Первая попытка собственных сочинений состоялась в 84 году, но она не принесла ни успеха, ни радости. Конечно, песни были слабенькие, о текстах и говорить нечего. Но именно из-за этих текстов я обзавелся, наверное, первыми седыми волосами. Группы тогда должны были "литоваться" (цензурироваться). И вот я однажды явился в Дом самодеятельного творчества к какой-то тётке и в течение часа выслушивал наставления по высокой поэзии и гражданской зрелости. После чего понял, что второго раза не выдержу, и предложил эту прерогативу коллегам. Коллеги воздержались, и на этом наш первый авторский опыт завершился . Вскоре мы начали ощущать, что количество сыгранного переросло в какое-то качество. И вот, наконец, было решено "засветиться". "Выход на люди" состоялся зимой 85-86 года и принес нам первый серьезный успех. Этот концерт многие, кто там был, помнят до сих пор. И даже, как я потом узнал, до некоторых, там не побывавших, дошли разговоры, что, мол, "какие-то волосатые неплохо играют ритм-энд-блюз". Это был большой концерт, практически фестиваль, на котором выступили 5 или 6 известных тогда в андерграунде команд. Мы, видно, были уже в "авторитете" (в узких кругах), поскольку нас определили в "хэдлайнеры". Мероприятие сие состоялось в зале ЦС "Динамо", что было особенно пикантно, если вспомнить то время и ту организацию, которую славное "Динамо" представляло.
Алла Ларина # 25 ноября 2014 в 13:59
Зал мест на 400 был забит и угар был полный, а к нашему выходу он достиг апогея. Этот рев до сих пор стоит у меня в ушах. Впрочем, Вы сами можете в этом убедиться: NINETEENTH NERVOUS BREAKDOWN - эта запись именно оттуда. Не судите нас строго - эмоции захлестывали. Завершился концерт трагикомическим и, я бы даже сказал, классическим для раннего советского рока эпизодом - выдергиванием штепселя из розетки. Это произошло где-то на седьмой нашей песне. К этому моменту мы, как англопоющие (ЦРУ! Ку-Клукс-клан!!), создали угрозу увольнения людям, рискнувшим приютить такой концерт в таких стенах. Поскольку жестикуляция из-за кулис на нас не действовала, пришлось им вот так "прекратить безобразие". Но стало еще хуже - в зале начались "народные волнения". В общем, доиграть нам так и не дали, но мы покинули поле брани (в смысле - ругани) с высоко поднятыми головами.

Еще один знаменательный момент имел место до того, как мы вышли на сцену. Объявлять нас вызвался какой-то доброволец, которого я запомнил довольно смутно. И вот, когда пару лет назад я начал соавторствовать с широко известным ныне куртуазным маньеристом и "Бахыт-компотом" Вадимом Степанцовым, я узнал в нем - 7 лет спустя - того человека! А сказал он тогда с присущей ему афористичностью всего-то одну, но очень точную фразу о нас... Нет, лучше я эту фразу процитирую позже.

К сожалению, первый успех этого состава оказался и последним. Это было тем более досадно, что начиналось новое время. Оно ещё очень зыбко, но уже сулило исполнение самой заветной мечты, которая в 79 году казалась несбыточной - возможность быть блюзовым музыкантом профессионально. В конце концов, с Булкиным, Савкиным и со мной так и произошло, но в "Лиге блюза" - только со мной.

Летом 86 года Боря Булкин (сейчас он играет в группе "Stainless Blues Band") покинул "Лигу блюза", и это было очень некстати, Именно тогда впервые замаячила перспектива сделать запись "по взрослому" - на профессиональной студии.
Дело в том, что я тогда работал в организации, которая располагала своей звукозаписывающей студией, по тем временам крутой. И вот, естественно, я начал склонять звукорежиссера этой студии к служебному преступлению. Я раздувал в нём здоровые амбиции на тему того, что он станет первым в стране, кто запишет в студии блюзовый альбом.

Сами понимаете, других стимулов у нас для него не было. Ну, ещё банкет по окончании работ. И вот, наконец, к сентябрю он сдался, и нужно было начинать, пока он не передумал. Вначале предполагалась запись целых двух альбомов. Из массы песен, которые мы переиграли, лучшие планировались в первый магнитоальбом, а самые лучшие - во второй. Но, когда в процессе записи первого мы поняли, что подвергать риску увольнения нашего звукорежиссера мы больше не можем, второй альбом отменился. А ведь в него должны были войти True Fine Mama, Parchman Farm, Pain In My Heart, Walkin' the Dog. Пришлось им "подождать" 5 лет, прежде чем они были записаны для нашего первого LP в 91 году.

Тогда же возник Центр Стаса Намина, в который вошли многие новые группы. Насколько я помню, никто там особо не рвался разделить с Вороновым специализацию в ритм-энд-блюзе. Поэтому к нему в компанию по его инициативе и был приглашен я. Намин укрепил нас еще двумя музыкантами своей группы - басистом Александром Соличем и барабанщиком Сергеем Григоряном. Последний, впрочем, вскоре вернулся в родной коллектив, и на его месте появился Юрий Рогожин из группы "Динамик". Почти сразу к нам присоединился саксофонист Гарегин Елоян из группы Юрия Антонова (кроме того, Гарик играл и на клавишах).
Алла Ларина # 25 ноября 2014 в 19:22
Итак, первый магнитоальбом "Лиги блюза" 86 года записывался следующим образом. Днем на студии трудились официальные артисты, а мы прокрадывались туда ночью. Найти замену Булкину к тому времени не удалось, и Мише Савкину пришлось повторить подвиг Ronnie Wood'a - с баса вернуться на гитару. Вообще, на него легла основная нагрузка той работы. Нам-то с Лешей что? Он отбарабанил, я отпел - и все. А Миша - и бас, и гитары, и все остальные инструменты.

Саунд магнитоальбома получился, как мы и хотели, в духе конца 60-х. Впрочем, наше техническое и инструментальное оснащение этому способствовало. Репертуар альбома составили наши версии песен Pretty Things, Muddy Waters'a, ZZ Top (ранних), Chuck Berry, Family, Jimmy Reed'a и несколько вещей Rolling Stones. Одна из них -THINK - очень характерна для той работы.
В общем-то, альбом не был сделан с целью продвинуть дело коммерчески. Мы даже не стали его особо тиражировать - так, в основном, по друзьям. Скорее, он был записан на память, как итог сделанного. Нового гитариста мы так и не нашли, поэтому и впали в летаргию. Так продолжалось до весны 87 года, когда в истории "Лиги блюза" произошел еще один, и самый неожиданный, поворот.

К тому времени первый гитарист "Лиги блюза" Сергей Воронов играл в "Группе Стаса Намина". А надо сказать, наша blues connection с Сергеем все эти годы не прерывалась. Он постоянно бывал в "Калибре" и частенько джемовал с нами. Так вот, в начале 87 года "Группа Стаса Намина" была не только группой, а и конгломератом музыкантов, которые постепенно начали создавать "по интересам" новые проекты.

Так началась новая "Лига блюза", поскольку Стас, пригласив меня, предложил называть группу именно так. Как видите, среда и, так сказать, менталитет группы стали другими. Но - главное! - это уже была профессиональная "Лига блюза".

Репетиции начались в августе 87 года, и я сразу "почувствовал разницу". "В любителях" у "Лиги блюза" была репутация умелой группы, но здесь все было уровнем выше. И не мудрено -Солич, Елоян и Рогожин имели каждый лет по восемь профессиональной закалки.

Фактический дебют новой "Лиги блюза" состоялся на Первом московском фестивале блюза и рок-н-ролла. Мне кажется, все, кто играл и слушал тогда, надолго запомнили те два декабрьских вечера в ДК МЭЛЗ. Надеюсь, запомнился и дебют "Лиги блюза". Он получился громким - в прямом и в переносном смысле. После концерта Стас сказал, что нас принимали так же, как и "Удачное приобретение" родоначальников московского блюза. Ну, это для новой группы был просто "вышак". Да мы и сами почувствовали расположение зала. Это был большой шаг вперёд, нас узнала "вся блюзовая Москва". Сохранилась запись, и на I CANT BE
SATISFIED вы можете уловить наш подъем.
Алла Ларина # 26 ноября 2014 в 09:20
К началу 88 года мы уже были готовы к гастрольной работе, располагая программой на отделение - 40-45 минут. Сначала мы сделали суперстандарты Hoochie Coochie Man, Johnny В. Goode, Sunshine Of Your Love, затем из "старой" "Лиги" взяли версии It's All Over Now, I Can't Be Satisfied, Honest I Do. И, наконец, были сделаны свои песни - "Развяжи мне руки", "Июльский блюз", "Ваша дочь", "Рок-н-ролл Мяу-мяу", "Парень из приличной семьи" И это было вехой - впервые для "Лиги блюза" собственный материал появился не как эпизод, а как полноправная часть репертуара.

Первая запись нового состава была сделана где-то в марте 88-го - быстро и на уровне "демо". Однако именно с этой записью ("Ваша дочь") "Лига блюза" впервые в своей жизни появилась в радиоэфире - в апреле в Молодежном канале радиостанции "Юность". Лучшего подарка в день рождения я не имел никогда.

Тем временем перестройка, в том числе и в нашем роке, шла полным ходом. Заграница перестала быть миражем. В мае мы поехали в Швецию, а в июле - в Колумбию и Перу. Особенно запомнилась поездка в Латинскую Америку - бурная реакция зрителей очень укрепила нашу веру в себя. Одно участие в фестивале в Боготе чего стоит. Как нам сказали, народу там было 60 тысяч человек! О нас много писали, наши фото были во многих ведущих газетах - ну, прямо-таки заморские гастролеры! А одна газета даже написала, что, дескать, ничего удивительного в успехе "Лиги блюза" нет - ведь в России давние блюзовые традиции: в минуты отдыха блюз любил слушать... Ленин. Можете представить, что с нами было, когда мы это прочитали.

До отъезда, в июне, мы сделали более качественную запись. По крайней мере, в эфире её можно было использовать уже не эпизодически, и даже в телевизионном. Смешно, но впервые на телеэкранах "Лига блюза" появилась не в нашей стране, а в ... остальном мире. В августе нас отсняли на Арбате для всемирного телемоста "Спасем детей". Эту передачу, где мы представляли СССР (музыкально), видели почти во всех странах, а вот Советский Союз как раз и вошел в категорию "почти". Так мы заочно оказались в компании лучших музыкантов разных стран. Америку, к нашей радости, представляли Fabulous Thunderbirds. Когда я спустя четыре года встретился с ними, они говорили, что помнят "some russian blues-rock band" А может и врали, не знаю. Но было приятно, хоть и пустячок.

В конце сентября мы дебютировали на советском TV. Возможно, Вы помните, это было во "Взгляде", его тогда смотрели все. Песня была - РАЗВЯЖИ МНЕ РУКИ. В ноябре эту же песню сняла и показала другая популярная тогда передача - "Музыкальный лифт". "Развяжи мне руки" стала первой нашей известной песней. С одной стороны, она была тяжеловатой, а поскольку тогда "металл" был самым модным советским стилем, то потому и понятной. С другой стороны, за счет блюзовой основы она слушалась совершенно необычно. Кроме того, многие находили в тексте второй план ("да ладно, ребята, я-то догадался, что вы это не про женщину, а про партию!"). Это нас забавляло. Насколько я знаю, поэт ничего такого не имел в виду. Поэтом был Карен Кавалерян, и именно с "Рук" началось наше с ним сотрудничество и дружба. Послушайте эту песню, как она звучала в 88-м.

Как видите, под эгидой Стаса с "Лигой блюза" за год произошло много интересного. И, наверное в дальнейшем произошло бы еще больше, но для этого нужно было соглашаться со многими вещами, которые не вязались с моим пониманием того, что такое "Лига блюза". И вот с этим пониманием и тихой грустью, пригласив с собой Елояна, Солича и Рогожина, я в конце 88 года покинул Центр Стаса Намина.
Алла Ларина # 26 ноября 2014 в 18:24
Новый, 89 год "Лига блюза" встретила в достаточно забавном качестве ансамбля Северо-Осетинской филармонии. Но самый юмор начался тогда, когда от нас стали требовать какого-то немыслимого количества концертов в фонд родной филармонии. Да и другие атрибуты филармонической жизни вскоре тоже последовали. Вот так "Лига блюза" "обогатила" свою биографию еще одной,и самой главной формой существования профессиональных ансамблей советской эпохи. Успели! Как нетрудно догадаться, наш северо-осетинский блюз больше года не продлился. Вообще 88-й и 89-й годы были необычными для "Лиги Блюза" в том смысле, что группа была частью организаций, я ощущал, что есть кто-то "над". Но такой опыт в результате оказался все-таки положительным - на будущее я четко понял, что мне нравится, а что нет.

Что же касается музыки, 89- был одним ив самых насыщенных и важных за эти 15 лет. В его начале встал вопрос об уже серьёзной записи -для винила на "Мелодии". В марте, с новым гитаристом,опытным Владимиром Долговым из Харькова, запись состоялась. В студии в гостинице "Россия" были заново записаны "Развяжи мне руки" и "Ваша дочь", а также "Июльский блюз" в новой аранжировке, "Рок-н-ролл Мяу-мяу" и "Honest I Do". Здесь нелишне будет сказать, что процесс записи музыки ритм-энд-блюз в нашей стране - дело и поныне не поставленное на поток. А тогда и подавно мы двигались наощупь. Именно по-этому "Дочь" и "Руки" записывались по несколько раз, прежде чем получились как надо на LP в 91 году. А вот HONEST I DO и ИЮЛЬСКИЙ БЛЮЗ состоялись уже тогда, в 89 году, и вошли в наш самый первый винил - сингл на фирме "Мелодия". На обложке "сорокапятки" красовалось забавное фото в стиле perestroika.

Весной 89 года зародилась фракция "духовенства"в "Лиге блюза". В начале это были два трубача (плюс Гарик на саксе). Тогда же берет свое начало и женское движение в наших рядах. Причем первыми бэк - вокалистками были две девушки-мулатки. Они выступили с нами всего дважды, в Москве и Питере, но этого было достаточно, чтобы понять: это то, что нужно. Зал стонал! И, хотя с тех пор темнокожих певиц в "Лиге блюза" не было, все последующие пели еще более "по черному". Такую традицию и высокий стандарт заложила Татьяна Анциферова, которая спела в "Июльском блюзе",и год спустя на нашем первом LP. Ирина Минина записала в паре с Анциферовой тот LP, и затем вместе с Юлей Фроловой пела во всех важнейших концертах 92 года. И, наконец, после них появилось нынешнее трио - Олеся Туркевич, Лада Колосова и Маша Кац.

Но вернемся, однако, в 89-й год. В апреле в ночь с 11 на 12-е в кинотеатре "Мир" прошел III Московский фестиваль блюза и рок-н-ролла, который был посвящен 35-летию последнего. Запись с того концерта будет включена в винил этого проекта. Это наша не очень-то солнечная версия Sunshine Of Your Love. Забавно, что эту песню мы редко играли в концертах, но исправно исполняли на всех трех Московских фестивалях в 87, 89 и 91 гг.

В мае во Дворце спорта в Лужниках состоялся большой фестиваль "Интершанс". Одна наша песня с того концерта - "Рок-н-ролл Мяу-мяу" вошла в фестивальную пластинку. Однако ее здесь практически никто не видел, она была издана во Франции на EMI. Но эту песню, правда, с другого концерта, вы услышите позже.
Алла Ларина # 27 ноября 2014 в 09:01
Записанные в начале года вещи зазвучали на радиостанциях постоянно. Не менее важным было и то, что с того года и на TV наши появления стали систематическими. Для блюз-бэнда, во всяком случае, достаточно частыми. Весной был снят клип "Июльский блюз", а в конце года -"Honest I Do". Второй показывался редко, чего не скажешь о первом. Конечно, снят "Июльский блюз" был кустарно, в "останкинском" стиле времен перестройки. Но в нём было настроение и, опять же, никто не "клипировал" такую музыку до того. Я отчетливо помню, как экзотично он выглядел среди всего остального в 89-90 гг. Именно благодаря "Июльскому блюзу" нас, как говорится, узнала страна.

Между тем, суровая проза жизни тоже имела место. Искусственность создания этого состава все же давала о себе знать. Плюс в 89 году начался кризис гастрольной деятельности (который благополучно продолжается и до сих пор). В результате в течение лета Епоян, Рогожин и Солич (сейчас он в "Моральном Кодексе") один за другим покинули группу.

Но, слава Богу, ситуация 86 года не повторилась, паузы не последовало. Уже в августе появился новый барабанщик Андрей Шатуновский из группы "Александр Невский". Сразу за ним -Лев Землинский, который стал практически первым клавишником - специалистом в "Лиге блюза". С этих ребят начался, условно говоря, третий этап "Лиги блюза". Его старт ознаменовался в начале сентября участием во Всесоюзном рок-фестивале в Ростово-на-Дону. Там новую "Лигу блюза" народ принял очень горячо. Тогда же берут начало наши особо теплые отношения с этим городом.
Где-то в октябре пришел басист Виктор Тельнов (экс - "Москва"). Вместе с Андреем они составили ту ритм-секцию, какую я всегда хотел для "Лиги блюза" - мощную и, как мы говорим, "жирно" звучащую. По примеру того, что было у Mountain, Led Zeppelin или Humble Pie. Затем, в конце года ушёл Владимир Долгов (сейчас - в "Цветах"), и гитарист Игорь Кожин из группы "Кардинал" окончательно укомплектовал новый состав в марте 90-го года. Тогда потихоньку начинало оформляться то, что сейчас можно назвать "саундом "Лиги блюза". Наши манеры (исполнительские, разумеется) неплохо подходили одна к другой, и стало ясно, что настал отличный момент для записи LP.

Работа над диском "Да здравствует ритм-энд-блюз!" началась осенью 90-го года и продолжалась с прерывами до весны следующего. Происходила она на студии SNC и "писал" нас Евгений Трушин, с которым мы сотрудничаем до сих пор. И для нас, и для него работа была очень важной - пришло время "проявляться". Сегодня можно сказать, что та запись не худшим образом сказалась на нашей репутации - и группы, и каждого в отдельности. Если тот альбом Вам понравился (если Вы его слушали, конечно), то именно потому, что мы выжали из себя и из тогдашних возможностей студии, наверное, все.

Убедительно получился тогда Hoochie Coochie Man, даже слишком мощно. Состоялась, наконец, "Ваша дочь", которая укрепила желание использовать "дудки" и женщин (в смысле -женские вокалы). В "Ночном пловце" звучали ситары, табла и струнный квартет. Наконец, своим текстом в "Лентяе" Кавалерян показал, что блюз может полноценно звучать и на русском.
Для той пластинки было подготовлено больше материала, чем требовалось. С одной из не вошедших в основной комплект песен произошла забавная история.
Алла Ларина # 27 ноября 2014 в 13:17
Уже были записаны все инструменты, я даже напел "бэки", а текст все не нравился. Поэтому - не стирать же! - было решено свести все в варианте "минус один", а вокал дописать, когда появится подходящий текст. Текст появился... три года спустя, когда я начал сотрудничать о Вадимом Степанцовым. Тогда я и записал вокал, но, конечно, правильно будет отнести эту песню к 90-му году, когда было записано большинство треков. А где большинство там и правда. Такой маленький МОЙ МЫШОНОК, а рожать его пришлось дважды.
После записи LP "Да здравствует ритм-энд-блюз!" Лева Землинский ушел и в 91-м году мы выступали как трио (имеется в виду инструментальный формат - барабаны, бас, гитара - и связанные с ним особенности звучания). Такой состав идеально подходил дли того, чтобы поиграть Cream. Назревал Ill Московский фестиваль блюза и рок-н-ролла, и я призвал товарищей по работе достойно отметить там 25-летие этой исторической для нашей музыки группы. Фестиваль состоялся в ноябре всё в том же ДК МЭЛЗ, и наш сет состоял целиком из сливок cream: White Room, Sleepy Time Time, Politician и, конечно, Sunshine Of Your Love. A начали мы тогда со STRANGE BREW, и если Вы читаете это и параллельно слушаете CD, то сейчас Вы, наверное, добрались до этой вещи (в которой на басу, кстати, дебютировал Алексей Осташев)

92- год был гораздо богаче предыдущего событиями и сильно продвинул "Лигу" вперед. Его, как 88-й и 89-й, вполне можно назвать прорывным. В мае мы участвовали в большом концерте на Манежной площади. Мы составили блюзовый блок вместе с Animals и ... теми самыми Blues Band - с людьми, на чьей музыке я произрастал. Первые, правда, были без Eric Burdon'a и выпивши, зато вторые были с Dave Kelly и в полном порядке, да еще и привезли с собой Southside Johnny в качестве special guest. Я надеюсь, Вы понимаете, что для группы это значило - играть на одной сцене с отцами британского блюза.

Затем летом мы дважды съездили в"далекую" Эстонию. Сначала на знаменитый фестиваль "Rock Summer", а затем на не знаменитый, но зато чисто блюзовый и очень симпатичный "Pirita Blues"
Наконец, в ноябре в "Горбушке" состоялось одно трогательное мероприятие - 50-летие Джими Хендрикса. Для нас, много играющих Хендрикса, участие в нем было делом чести - вместе с товарищами по московской блюзовой фракции -"Crossroads", "Старой гвардией" и "Байтом".
К сожалению, с этих фестивалей не осталось записей. Зато, к счастью, есть записи, сделанные на двух других важнейших событиях 92 года. Первое из них как бы открывало, а второе -закрывало год. И довольно бодро.
В январе в Москве состоялся самый крупный доселе - 3 дня, 16 групп - фестиваль "Блюз в России". Как и положено, юбилейный год (50-летие Джими Хендрикса) мы встретили трудовым подъемом. Специально к фестивалю был "поднят" целый блок песен Джими: Manic Depression, Voodoo Chile, Purple Haze, Little Wing, The Wind Cries Mary, In From The Storm, Ezy Ryder, Freedom, Angel. Это был один из лучших концертов в истории нашей группы. Я никогда не забуду, как Вы нас встретили, когда мы вышли. На память о том празднике жизни и блюза - RED HOUSE, где с нами "джемует" пионер московского блюза Леша Белов - "Вайт" (вступление и первое соло - его, второе - Игоря). На басу вновь появился Витя Тельнов, но уже в последний раз, и с тех пор Леша Осташев уже неизменно занимает эту позицию.

В конце года, в декабре, прошли наши первые сольные концерты в Москве. Они состоялись в Театре Эстрады, в "Доме на набережной". Меня, как человека, выросшего "при коммунизме", очень забавляла ситуация, когда самая антипафосная музыка - ритм-энд-блюз -звучала в монументальной цитадели советского искусства. Мне даже чудилось, что запах пыли в кулисах там смешивается с запахом "Герцеговины Флор".
Алла Ларина # 29 ноября 2014 в 00:04
Концерты были в рамках телепередачи "Рок-н-ролл TV", это было записано, снято и через некоторое время показано по "Останкино". РОК-Н-РОЛЛ МЯУ-МЯУ - оттуда. На этой песне звучит "биг бэнд "Лига блюза" - целых 11 человек. Именно с 92 года мы взяли за правило приглашать в важнейшие концерты медную секцию "Бригады С". Клавишник из группы Константина Никольского Михаил Шевцов также сотрудничал с нами в том году. Кроме того, в Театре эстрады мы даже привлекли трио индийских инструментов и струнный квартет. Ну и, главное, именно с тех концертов наша неотразимая вокальная группа - Олеся Туркевич, Лада Колосова и Маша Кац перестала быть сессионной и стала постоянной частью "Лиги блюза"; плюс вскоре выяснилось, что Олеся вполне пристойно играет на клавишах.

Буквально через несколько дней весь этот "шалман" перебрался на Шаболовку, где "Программа А" отсняла ещё одно наше выступление, и оно было показано в самом начале 93 года. Все прошло удачно, и нам в очередной раз удалось создать у публики впечатление, что мы и в самом деле умеем петь и играть. Этим концертом завершил свою трёхлетнюю (!) карьеру в "Лиге блюза" барабанщик Андрей Шатуновский (сейчас -"Динамик" Владимира Кузьмина). Его сменил Александр Косорунин (из группы "Маршал"), играющий примерно в той же манере, что и
Андрей, что позволило сохранить саунд.

Летом 93 года мы участвовали в одной интересной акции. Радиостанция "Юность" провела гала-концерт "Самая короткая ночь". Длился он всю ночь с 22 на 23 июня в прямом эфире из студии на Пятницкой. Немногочисленные зрители сидели буквально на расстоянии вытянутой руки от нас. Мы сыграли там практически всю нашу "хендриксиану". PURPLE HAZE и IN FROM THE STORM - оттуда. (A Ezy Ryder войдёт в LP). Они хорошо иллюстрируют наше прочтение этой классики и заодно вообще принцип играть covers так, как мы видим.

В 93 году клавиши зазвучали уже постоянно, а женские вокалы стали значить даже больше, чем просто "бэки". Всё это можно услышать в "ОТКРОЙ ГЛАЗА, ДРУЖИЩЕ". Она была записана на SNC в самом конце 93 года. С её текстом получилось необычно. Свои песни, как известно, мы поём по-русски. Для самых ударных имеется перевод на английский на случай исполнения за границей (один такой пример впереди). А вот для "Открой глаза, дружище" текст вначале был написан на английском, поскольку его автор - британский подданный Роберт Кромби. А уже затем на русский его авторизовано перевёл Кавалерян.

Наверное, Вы обратили внимание, что каждый год из жизни "Лиги блюза" представлен на этом CD одной, реже двумя-тремя песнями. А вот 94-й - сразу шестью! Потому что он очень богат был на события.
Алла Ларина # 29 ноября 2014 в 06:23
В мае в ночном клубе "Пилот" мы отмечали 15-летие нашей группы. При полнейшем аншлаге! Я даже не ожидал, что шоу пройдёт с таким трогательным подъёмом, и благодарен всем, кто пришёл и поздравил нас тогда - и словом, и делом. Что касается "Лиги блюза", то возникла идея - вывести на сцену, наряду с нынешними, и бывших "лиговцев". Причём именно тех, кого можно назвать - историческими фигурами для группы. Всем было интересно послушать в их исполнении именно те песни, которые они в свое время сделали, и которые "Лига блюза" играет и сейчас.

Так один за другим выступили четыре состава "Лиги блюза": 82-й год представляли Борис Булкин и Михаил Савкин (играли True Fine Mama и Walkin' the Dog), 87-й год - Александр Солич и Сергей Воронов (он, к тому же, представлял и 79-й), которые сыграли Honest I Do и Hoochie Coochie Man, 90-й - Виктор Тельнов, Андрей Шатуновский и Игорь Кожин (играли Red House и Strange Brew) и, наконец, 94-й - тот же Кожин, Алексей Осташев, Маша Кац, Лада Колосова, Александр Косорунин и Олеся Туркевич (играли почти весь остальной репертуар). Ну, и общим для всех составов был певец Арутюнов.

Прослушав простую (с пульта) запись этого концерта, я обнаружил, что одна из любимейших группой песен - FREEDOM звучит вполне приемлемо, да и атмосфера ощущается.
В начале июля нам посчастливилось выступать на знаменитом "Montreux Jazz Festival" в Швейцарии. Там мы сыграли в программе Off пять сольных концертов вместо запланированных четырех. Кроме этого, остались потрясающие впечатления от тех, кого мы там услышали - Van Morrison, Paul Rodgers, Steve Lukather, Bobby McFerrin, Luther Allison, Johnny Cash ... Ну и, конечно, незабываемая встреча с Johnny Copeland'OM.

Три песни, представленные здесь, записаны с пульта на DAT, и они - хорошая память о тех веселых днях на берегу Женевского озера. Звукообеспечение было отличное, публика - отзывчивая. Чего же не играть-то? В SEE YOU LATER, ALLIGATOR в третьем куплете поёт Маша. SLEEPY TIME TIME - рекордно длинная для нас вещь - наша дань любви к Cream и лично тов. Jack Bruce'y. Ну, и переведенная на английский ВАША ДОЧЬ - тот самый случай "экспортного" варианта наших песен.

Наконец, мы добрались и до двух последних песен. Они были записаны на студии SNC в ноябре 94-то года. НЕЛЬЗЯ-ХОЧУ - это, в общем-то, из новой программы, которая будет, надеюсь, записана в 95 году. Но одну из песен я предложил записать уже сейчас, специально для этого CD. Это как бы мостик из прошлого в будущее "Лиги блюза". А завершает пластинку одна из самых популярных песен мирового ритм-энд-блюза, рожденная группой Them 30 лет назад - GLORIA. Губная гармошка в ней записана швейцарским блюзменом Томасом Дули в Швейцарии же, затем на DAT-кассете прислана в Москву, где на сведении и слилась в экстазе со всеми остальными инструментами. То, что Gloria ставит точку - это символично, ведь "Лига блюза" играла ее на трех этапах и всё время по-разному; первый раз в 85-м году, затем в 89-м, и, наконец, третий раз мы восстановили ее год назад - в таком вот варианте.

Вот и все (пока). Ну и, напоследок, как и обещал, та знаменательная фраза Вадима Степанцова, которую он произнес на концерте в 85 году: "Сейчас выйдет "Лига блюза" и сделает вам в кайф!»